Всегда ли прав духовник

 

1_3

Говорят, что

духовник всегда прав,

и сомневаться в его

правоте — грех.

            На самом деле

 

    О духовниках, которые считали себя всегда правыми и требовали безуслов­ного послушания от своих духовных чад, еще полтора столетия назад писал свя­титель Игнатий Брянчанинов: «душепагубное актерствостарцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, неимея и хдуховных дарований,да ведают, что самое их намерение и понятия их о великом иноческом дела­ниипослушаниисуть ложные, чтосамый их образ мыслей суть самообольщение и бесовская прелесть».

          Для нашего времени, при отсутствии или оскудении опытных подвижников, приемлемо жительство по совету, которое, по слову святителя Игнатия Брянчанинова«основывается на руко­водстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, присовете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии».

   При таком жительстве «скромное отношение советника к наставляемомусовсем другое, нежели старца к безуслов­ному послушникуСовет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен».

   Одна из важнейших черт опытного духовника — очень большая осторожность и бережность. Если этой осторож­ности не хватает, то последствия могут быть очень тяжелыми. Тяжелыми они могут быть и в обратном случае. Если человек не исполняет советы духовника, то духовник не несет никакой ответст­венности за пасомого перед Богом и не может отвечать за возможные тяжелые последствия для его жизни. Более того, духовник вправе, а иногда даже обязан, отказать пасомому в духовном окормлении, если тот не исполняет его советов. В отношениях «духовник — духовное чадо» ответственность обоюдная.