Семь фактов о монашестве

СЕМЬ ФАКТОВ О МОНАШЕСТВЕ

M_3    Под благовест. Нестеров М.В., 1897  Преподобный Сергий Радонежский счита­ется одним из основателей русского мо­нашества, сыгравшего важнейшую роль в духовной жизни нашей страны. Однако для многих из нас все, что происходит за стенами монастырей, является большой загадкой, и о монахах мы знаем достаточно мало.

   В этом тексте мы попытались собрать несколько фактов, которые помогут это исправить.

      

1. Священники – не всегда монахи.

   Вопреки распространенному стереотипу, далеко не все священники — монахи. Большинство из тех, кто служит на обычных приходах, монашеских обетов не принимали, не проходили постриг и не меняли имени. Их фамилии не обязательно писать в скобочках.

   Но самое главное — эти священники (представи­тели белого духовенства) живут такой же жизнью, как и миряне.  Они женятся, имеют детей, могут приобретать для себя и своей семьи вещи. Монахи, как правило, не имеют даже прав на то, чем поль­зуются в повседневной жизни: их одежда, келья и орудия труда принадлежат монастырю.

 

2. Не каждый монах – священник.

   Так же, как далеко не все священники — монахи, среди монахов отнюдь не все имеют право священ­нодействовать. Принимая постриг, монах возлагает на себя монашеские обеты и даже меняет имя. Счи­тается, что такой человек умер для мира, и началась его новая жизнь.

   Однако для того чтобы получить право на совер­шение богослужений, монах должен быть руко­положен в священный сан. Этой чести удостаива­ются отнюдь не все. Более того, многие монахи к этому и не стремятся! В монастыре они избирают другие послушания, а на службе присутствуют так же, как рядовые миряне.

 

3. Монах может дважды поменять имя.

   Уже будучи монахом, человек может подняться еще на одну ступень в своем аскетическом подвиге. Для этого необходимо принять великую схиму — особо суровые обеты. Человек, принявший ее, называет­ся схимонахом или схимником, он опять получает новое имя, а также носит особое монашеское обла­чение.

   Правда, на такое отваживаются немногие, — ведь это особый подвиг, который под силу лишь избранным.

 

4. Не все монахи – затворники.

   Все монахи принимают обеты целомудрия, нестя­жания и послушания своим духовным руководи­телям. Однако порядок жизни в разных монастырях различен, что и породило поговорку о хождении в чужой монастырь со своим уставом. Выбирая обитель, будущий монах выбирает и степень аскетичности своей будущей жизни. Некоторые исполняют послушания в миру, занимаются, к примеру, проповедью или со­циальной работой. Другие напротив не выхо­дят из-за стен обители и даже принимают обет молчания. В некоторых монастырях запрещено находится людям противоположного пола (за исключением экстраординарных событий вро­де войны или стихийного бедствия). Ворота других обителей открыты для всех желающих, а монахи в них всегда готовы пообщаться с мирянами.

   Это позволяет будущему монаху выбрать мона­стырь и порядок жизни, наиболее отвечающий его чаяниям и духовным силам.

 

5. Монахи не всегда живут в монастырях.

   Бывает, что монах в принципе не живет в мона­стыре, а служит в обычном «мирском» храме, несет какое-то послушание не связанное с монастырской жизнью. В качестве исключения, монашеский постриг могут совершить даже над человеком, занятым мирской профессией. Осо­бенно много подобных тайных монахов было в годы гонений на Церковь.

 

6. Монах не должен быть всегда серьезным.

   Серьезное лицо, скорбный вид и высокопарные слова — такими зачастую рисуют монахов в ли­тературе. Если же монах шутник и весельчак — то, значит, он нарушитель традиций обители. Однако это не так. В большинстве монастырей нет запрета на смех, от насельников не требуют ходить с постоянно серьезным лицом и выра­жаться на каком-то особенном высокопарном языке.

 

7. Все епископы – монахи.

    Сегодня в Православии действует правило, согласно которому на высшую ступень свя­щенства может подняться лишь человек, при­нявший монашество. Только монах может быть архиереем, то есть епископом, архиепископом, митрополитом или Патриархом.