Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Божией Матери

Празднование: 1/14 октября

Foto0

Праздник Покрова Божией

 Матери был установлен на Руси

в княжение святого благоверного князя

   Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года. Оно произошло во время всенощного бдения в храме во Влахернах, на окраине Константинополя, где хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери.

   … Император Лев, императрица, множество придворных и народа горячо молились об избавлении от врага, окружившего византийскую столицу.

     Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и святой Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Он принял на себя тяжелейший подвиг: юродство Христа ради. Многие в городе смеялись над ним, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одной рубахе, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим.

     Господь наградил блаженного Андрея даром прозорливости. Молясь во время всенощной, он вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

    Святой Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». – «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Пречистая Дева стояла «на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших», — говорится в праздничной стихире. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое перед народом покрывало и на блиставшую, наподобие молнии, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с собою, Она сохранила благодать, бывшую там. Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

    Первым об этом чуде сообщил священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Он же составил их житие. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение святого Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, а в иных сводах этого памятника житийной литературы рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.

      Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

      Иногда сарацины контратаковали и отбирали имперские земли, — в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье: стратиоты — свободные крестьяне-ополченцы, основа армии — разорялись и теряли способность служить; катафракты — броненосная конница рыцарского типа — еще не стала решающей силой. Столичная аристократия прожигала жизнь — и свою, и чужую. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и Веру, и культуру.

    Современному человеку трудно понять, чем была для остальной Европы византийская культура: не с чем сравнить. Грамотность на территории нынешних Франции или Германии была редким явлением даже среди знати (Карла Великого с трудом научили читать только в сорок лет!), настоящих городов почти не было, дороги и гигиена весьма условные. Восточные славяне, наши с вами предки, по мнению «ромеев», вообще были настоящими дикарями, «зверинским обычаем живяху». Приехавший в Ромейскую Империю гость из европейской глубинки всю оставшуюся жизнь не мог придти в себя от изумления. Чистые, ухоженные города с канализацией и водопроводом, сеть удобных и ровных дорог, почта, похожие на дворцы общественные бани, грамотное население и всесторонне образованная аристократия, словом все, что называется «цивилизация».

      О событиях 910 — 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов, благочестие монахов…. Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

 … И все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.

     В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое Православное Царство.

     Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг — крестить русских дикарей-язычников, учить их читать, писать и просто жить по-человечески, а не «зверинским обычаем». С тех пор и хранит Православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый Греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых.

   В ХХ веке он вернулся и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.

     Особо почитается Божия Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, которое является земным уделом Богородицы.

     В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

   Покров, Покровское, Покровские…. Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А сколько строилось на Руси Покровских монастырей и храмов! Сегодня только в Москве и Московской области их более ста. Среди них Покровский монастырь, в котором почивают мощи святой блаженной старицы Матроны Московской, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ, и русские овладели городом. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров.

    В Брянской митрополии 17 храмов (более чем каких-либо других!) освящены в честь Покрова Божией Матери. Каждый из них имеет свою, не схожую с другими, историю. Она бережно хранится, оберегается и передается от одного поколения прихожан к другому. Как и многие другие храмы Святой Руси, пережил немало драматических событий и Покровский храм города Трубчевска.

     Польская интервенция, Смутное время, внутригосударственные потрясения и войны XVIII — XX веков отрицательно сказались на его жизни и состоянии. Но всякий раз храм возрождался, и его история продолжалась. Пережив пятое в своей летописи открытие 2012 года, он постепенно приобретает утраченное внешнее благолепие, возрождается и духовная жизнь прихода. Буквально каждую неделю в храм возвращаются его, казалось бы, навсегда утраченные святыни: иконы, утварь, документы. Пусть изрядно обветшавшие, зачастую со следами варварского глумления, но тем самым наиболее ценные не столько для истории, сколько для искренне верующего сердца. В 2013 году в канун престольного праздника были переданы личные иконы и архив последнего перед закрытием периода «хрущевской оттепели» настоятеля отца Андрея Исаева. Все  они займут достойное место в планируемой  археологической экспозиции храма. Но самым значимым является не прекращаемая помощь жителей города и района в восстановлении поруганной некогда святыни. Верю, что Господь благословит благочестивое  устремление каждого человека. Это подтверждается и видимым образом: в 2014 году в канун праздника храму на вечное хранение была передана частица мощей св. блаженной старицы Матроны Московской. От Покровского монастыря Москвы —  Покровскому храму Трубчевска. Комментарии, как говорится, излишни.

Настоятель храма в честь

Покрова Пресвятой Богородицы

иеромонах Марк (Яковин).