Крещение: как это происходит.
Крестить детей стало уже чем-то вроде моды, однако, даже те из нас, кто присутствовал при Крещении, мало знают о порядке совершения этого Таинства и его назначении.
Православие учит, что Церковь — это Богочеловеческий организм, присоединяясь к которому люди соединяются с Самим Богом и через это силой Христа могут получить вечную жизнь. Крещение — это и есть вступление в Церковь.
Главным действием во время Таинства является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны, а воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. При этом ему прощаются все грехи, которые он совершил до Крещения.
Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. Тот, ктс согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и будет держать ответ за него перед Богом. Существует распространенное заблуждение о том, что крестные могут быть чуть ли не «заочными», то есть не присутствовать в храме во время Таинства. Однако это, пожалуй, даже более нелепо чем «заочный жених» на свадьбе. Кроме того, крестные считаются ближайшими родственниками человека. Поэтому, например, брак с детьми крестных родителей Церковью не одобряется — так же, как брак с родными братьями и сестрами…
Перед Крещением священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. Он дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце…».
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священик спрашивает:
— Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни? Крещаемый отвечает:
— Отрекаюсь.
Так повторяется трижды. Затем священник также трижды спрашивает:
-Отрекся ли ты от сатаны? И крещаемый отвечает:
-Отрекся. Священник говорит:
-И дунь, и плюнь на него.
Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом, крещаемый объявляет диаволу войну. Оружием в ней должны стать христианская жизнь, участие в церковных Таинствах, и, прежде всего, в Таинстве Евхаристии. Если крещаемый решит впоследствии «не воевать» и отложит свое «оружие» в сторону, это уже ничего не изменит, ведь война объявлена и вряд ли стоит ждать милости от такого противника, как сатана.
Но сам человек никогда не сможет вести подобной борьбы без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следу ет сочетание со Христом. Священник спрашивает:
— Сочетаешься ли ты со Христом? Крещаемый отвечает:
— Сочетаюсь.
После этого священник спрашивает:
— Сочетался ли ты со Христом? Крещаемый отвечает:
— Сочетался. Священник спрашивает:
— И веруешь ли Ему? Крещаемый отвечает:
— Верую Ему как Царю и Богу. Затем читается Символ Веры.
После этого начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушится под знамением образа креста Твоего все противные силы». Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло — символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. Затем, наконец, наступает самый главный момент — само Крещение.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
— Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа. Аминь (третье погружение).
После Крещения совершается Миропомазание. Через Миропомазание Святой Дух сходит
на крещаемого. Миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это — великая святыня.
Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв. На этом чин Крещения можно считать завершенным. Но жизнь христианина только начинается.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
И крестившись Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и увидел Он нисходящего, как голубь, Духа Божия, спускающегося на Него (Мф.3:16).
И было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галлилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас вышел их воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа. Как голубя, нисходящего на Него (Мк.1:9,10).
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 21, 22).
Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходя- щего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ио.1:31, 32).
Вызнаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Дн. 10: 37-38).
На вопрос Фарисеев, что ты крестишь, «если ты не Христос, не Илия, ни пророк?». Иоанн Креститель ясно отвечает: «(я крещу водой), чтобы Он (т.е. Христос) явлен был Израилю». Вкратце свидетельство Иоанна Крестителя было таково: «Вот Агнец, который берет (на Себя) грех мира … увидел Духа, сходящего как голубя с неба и я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» (Ио. 1: 29, 34).