История

История Прихода

Покровский  храм

(история и современность)

 

 

pokrov

   Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в Трубчевске до Смутного времени. В период смут город был разорен и запустел, церкви разрушены. По Деулинскому перемирию Трубчевск отошел к Польше, поляки же православные храмы не восстанавливали.

   В состав Русс­кого государства город возвращен в 1646 году. «Декабря23 дня города Курска безместный священник Прокофий Сергиев»[1] в челобитной царю Алексею Ми­хайловичу писал, что он «в городе Трубчевске на посаде приискал старинное место, где прежде была церковь Покрова Пресвятыя Богородицы»[2] и просил, чтобы ему было дозволено«выстроить на том самом месте деревянную церковь в прежнее именование»[3]. Царь разрешение дал и по благословению Патриарха и по освятительной его грамоте деревянный храм был построен и просуществовал более 100 лет.

     В 1787 — 1788 гг. начато строительство нынешнего каменнаго храма. Строителем его был тот же благочестивый храмоздатель, трубчевский купец Василий Савин.

Первоначально храм был двухпрестольным — с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богоро­дицы и придельным во имя Святителя Николая Чудотворца в теплой тра­пезной части. В 1862-1865 годах храм был расширен — пристроены  два  придала по правую и левую стороны главного алтаря: первый во имя Благовещения Пресвятой Бо­городицы, второй во имя Святителя Тихона Задонского. В том же 1865 г. перестроили и трапезную часть. Был сооружен новый придел во имя святых  мучеников Гурия, Самона и Авива, а прежний Никольский перенесли на другое место.

  Внутренний вид храма был необычным. Светлое, с широкими арками  оригинально устроенное подкупольное пространство создает приподнято–торжественное настроение. Этому много способствовала живопись, выполненная опытной рукой незаурядного мастера и почти сплошь покрывающая стены.

   Особой любовью и ревностью к храму отличались две местные купеческие фамилии: Соколовых и Скрылевых.

   Жителями города особо почитались древние иконы Божией Матери: Благовещение, Страстная, Тихвинская, Всех скорбящих Радость. Евангелие 1701 года вместе с иконами Благовещения и Страстной были перенесены из упраздненной Благовещенской церкви, кото­рая стояла рядом.

    За алтарной стеной храма находился древний некрополь, на котором нашли последний приют почившие священнослужители, строители храма, благотворители прихода и меценаты города.

   В декабре страшного 1937 года храм закрывают. Священник Иоанн Васильевич Архангельский, арестованный 16 декабря по обвинению в антисоветской деятельности и террористических намерениях против членов ВКП(б), 26-27 декабря решением особой тройки УНКВД по Орловской области был приговорен «к высшей мере социальной защиты» и расстрелян.

    Великая Отечественная война положила начало возрождению церковной жизни. В октябре 1941 года Покровская церковь переживает четвертое в своей летописи открытие. В 1943 году настоятелем назначается священник Андрей Семенович Исаев, служивший здесь с 1918 года псаломщиком, с июня 1922 по декабрь 1937 года и с октября 1941 года — в сане диакона.

    В период хрущевских гонений в июне 1961 года храм вновь закрывается и передается под спортзал. Из внутреннего убранства частично сохранились настенные росписи XIX века. Детали иконостаса из белого мрамора использовали при устройстве фонтана в городском саду.

   Некрополь был снесен, а на его месте не без умысла соорудили танцевальную площадку и общественный туалет – свидетельство бесовского глумления над Православием и памятью благочестивых предков.

   В 1992 г. храм возвращен законному владельцу — Русской Православной Церкви. На Страстной седмице Великого поста 2012 года Указом Преосвященнейшего Епископа Брянского и Севского Александра настоятелем назначается иеромонах Марк (Яковин). Пятое, историческое, открытие Покровского храма состоялось 19 августа 2012 года в праздник Преображения Господня.

    В настоящее время в Покровской церкви хранится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, икона блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей, чтимая икона Великомученицы Екатерины, ковчег с 30-ю частицами мощей святых угодников Божиих.

     Еще задолго до официального открытия Приходской совет и прихожане включились в социально-благотворительную деятельность: была открыта молитвенная комната при районной больнице, духовное окормление и помощь получают психоневрологический интернат с. Кветунь, расположенный на территории бывшего Спасо-Чолнского монастыря, и школа-интернат слабовидящих детей г. Трубчевска. Успешно ведется работа по религиозно-нравственному воспитанию: при храме действует молодежный казачий клуб «Пересвет», филиал Брянского поискового объединения «Возрождение».

 


[1] Историческое описание церквей и приходов Трубчевского уезда / Под общ. ред. О. Р. Вязьмитина. Белые Берега, 2007. С. 7-8.

[2] Там же. С. 8.

[3] Там же.