Таинство Брака

Таинство Брака

M_6

    Церковный брак, церковное бракосочетание — христианское Таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно как муж и жена в течение всей последующей жизни.   

   Чин Таинства складывается из двух частей — об­ручения и венчания.

 

      ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

  С момента отделения Церкви от государства цер­ковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак. Это значит, что «расписаться» нужно до вашего прихода в храм.

 

    ПЕРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ВЕНЧАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРИГОТОВИТЬ:

1)   обручальные кольца, которые надо заранее от­дать венчающему священнику или на свечной ящик;

2) так называемую венчальную пару икон:

а) с изображением Спасителя;

б)          с изображением Божией Матери;

3) венчальные свечи;

4) рушник (полотенце).

 

  ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ВЕНЧАЮЩИМ­СЯ ПЕРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ТАИН­СТВА?

    Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в «своем» храме; если духов­ник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадле­жащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание.

    Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день. Перед венчанием не­обходимо причаститься.

 

    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРИЧАСТИЮ В ДЕНЬ ВЕНЧАНИЯ НАДО ВЫПОЛНИТЬ НЕСКОЛЬКО УСЛОВИЙ

  1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.

2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне с 12 часов ночи.

3. Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, что, конечно, не одобряется Церковью, не­обходимо воздержаться от подобных отношений в течение трех дней.

4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.

Если выполнение этих условий по каким-либо при­чинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.

 

   В ДЕНЬ ВЕНЧАНИЯ ЖЕНИХ И НЕ­ВЕСТА ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ К НАЧАЛУ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

   Здесь они будут молиться, исповедоваться и прича­щаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Ли­тургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания.

   Невесте лучше надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно долго стоять. Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы ис­ключить недоразумения.

    Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей на время совершения Таинства лучше обойтись без косметики (или с минимальным ее количеством) и излишних украшений. Венчаю­щейся паре необходимо иметь нательные крестики.

     Браковенчание должно совершаться утром либо днем, по совершении Божественной литургии. Венчание над каждой парой должно совершаться от­дельно. Нельзя одновременно венчать несколько пар. К сожалению, это правило в современных условиях (из-за большого количества венчающихся в одном храме пар) нередко не соблюдается. Брак совершает­ся одним священником, и если в храме есть штатный дьякон, то он сослужит совершающему Таинство.

    Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугу­бого торжества, разделяют с женихом и невестой родители, родные, друзья и вообще все близкие им люди.

 

   КАНОНИЧЕСКИ НЕ ПОЗВОЛЯЕТСЯ ВЕНЧАТЬ В СЛЕДУЮЩИЕ ДНИ И ПЕ­РИОДЫ:

  • • от Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицею) до Недели Фоминой (1-го вос­кресенья по Пасхе);
  • • в Петров пост;
  • • в Рождественский пост, а также на Святки, то есть вплоть до 6 января по юлианскому календа­рю.

 

   ПО ОБЫЧАЮ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ БРАК НЕ ПРИНЯТО ВЕНЧАТЬ ТАКЖЕ:

  • • в канун постов однодневных, то есть накануне среды и пятницы;
  • • в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников.

 

    СВИДЕТЕЛИ ВЕНЧАНИЯ

   По традиции Русской Православной Церк­ви, свидетелями при венчании могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, которые достаточно хорошо знают вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических пре­пятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина.

   На практике, кроме держания венцов над головами жениха и невесты, свидетели не совер­шают больше никаких действий, а если венцы будут одеты непосредственно на головы молодо­женам, то роль свидетелей вовсе не отличается от роли прочих присутствующих на Венчании. Так как в ЗАГСе свидетели больше не ставят свои подписи в протоколе бракосочетания, эта роль становится и вовсе не нужна на всех этапах брака. Поэтому если вы хотите кого-то выде­лить из своих друзей, сделав их свидетелями, то предварительно договоритесь со священником, чтобы венцы не надевались вам на головы непо­средственно, а держались вашими свидетелями над вашей головой.

 

   ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ТАИНСТВА БРАКА

В Русской Церкви существует два чина совер­шения Таинства брака:

  1. 1.   Последование великого венчания — оба или один из врачующихся лиц вступают в брак в первый раз.

   2. Последование о двобрачном — оба вен­чающиеся вступают в повторный брак.

 

   СОГЛАСНО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬ­НОЙ КОНЦЕПЦИИ РПЦ ПОВО­ДАМИ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СУ­ПРУЖЕСКОГО СОЖИТИЯ ТАКЖЕ МОГУТ БЫТЬ:

  • психическое заболевание одного из супругов;
  • заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;
  • хронический алкоголизм или наркомания;
  • отпадение одного из супругов от православия;
  • противоестественные пороки;
  • импотенция, наступившая до брака или явив­шаяся следствием намеренного членовредитель­ства;
  • заболевание сифилисом или проказой;
  • заболевание ВИЧ/СПИДом;
  • длительная пропажа без вести;
  • попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруге или угроза для их жизни;
  • злонамеренное оставление семьи;
  • совершение аборта при несогласии супруга.

   Чина расторжения брака не существует, эта процедура — исключительно бюрократи­ческая, состоит она не в расторжении брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.

   Второй и третий церковные браки совершаются по менее торжественному чину. Третий брак — крайняя уступка Церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Четвертый и последую­щие браки не благословляются.

   Лицо, предыдущий церковный брак которо­го был расторгнут по его вине (виновная сторо­на), вступать в повторный церковный брак не может.

M_7КАНОНИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ  К  БРАКУ:

 

   «Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церков­ными канонами, имеют значительные раз­личия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.

 

  • Церковью не допускаются четвертый и пятый браки.
  • Церковь не благословляет брак, если жених или невеста, или оба, объявляют себя убеж­денными атеистами, пришедшими в храм лишь по настоянию супруга или родителей.
    • Нельзя венчаться некрещеным.
    • Нельзя венчать брак, если один из ново­брачных фактически состоит в браке с другим лицом.
    • Запрещается брак между кровными род­ственниками вплоть до четвертой степени родства (т. е. с троюродным братом или сестрой).
    • Древняя благочестивая традиция запре­щает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
      • Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристи­анскую религию. Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на вос­питание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.
      • Нельзя венчаться тем, кто ранее дал мо­нашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
      •        Если у жениха и невесты большая разница в
        возрасте, требуется специальное разрешение
        высшего церковного начальства
        архиерея.
        То же самое нужно, если возраст невесты или
        жениха выходит за установленные рамки.

 

      В наши дни Церковь не производит до­знания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных ор­ганов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обма­нуть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть венчающихся. Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может вос­препятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком слу­чае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего духовника хотя бы одного из су­пругов»