Рождественский пост. Добрый путь, добрые помыслы.

Рождественский пост.

Добрый путь, добрые помыслы.

f_4

     28 ноября в Православной Церкви начинается один из четырех «долгих» постов — Рождественский. Он продлится целых сорок дней и закончится в праздник Рождества Христова, в ночь на 7 января. Расскажем, как возник этот пост, какие на него приходятся праздники, как его правильно провести, и, в особенности, как поститься в новогоднюю ночь.

 

 

f_5    Рождественский пост — один из самых древних в истории Церкви. Первые упоминания о нем встречаются в источниках IV в. О нем упоминают свт. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин. Это означает, что пост, возможно, появился еще раньше, во времена римских гонений на Церковь.

 

 

Как семь дней превратились в сорок

   Изначально Рождественский пост длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан — больше), но в 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней. Это имело свой резон: праздник Рождества Христова по своему значению для дела нашего спасения почти не уступает празднику Воскресения, и путь подготовки к нему должен нести определенное символическое значение. А именно сорок дней в Священном Писании всегда предваряют великие события: вспомнить хотя бы посты пророков Моисея и Илии или сорокодневное воздержание от пищи Самого Господа Иисуса Христа перед выходом на проповедь… Если сам по себе пост подчеркивает значимость события, то сорок дней означают особое приготовление к нему, необходимость сугубой духовной «настройки».

    Итак, с XII века Рождественский пост в Православной Церкви стал «Малой» Четыредесятницей, уступающей лишь Четыредесятнице «Великой» — посту перед Пасхой. В прежнем виде пост сохранился до наших дней у некоторых дохалкидонских церквей. Так Армянская Апостольская Церковь держит Рождественский пост «по-старинке», семь дней, с 30 декабря по 5 января. Рождество у армян также, в соответствии с древним обычаем, объединено в один праздник с Крещением Господним и празднуется 6 января.

  Другое название Рождественского поста — Филиппов, или, по-простонародному — Филипповки. Связано это с тем, что за день до его начала, 27 ноября, празднуется память одного из двенадцати Христовых апостолов – апостола Филиппа. Этот день считается заговеньем перед постом (об этом поговорим чуть ниже). Если заговенье выпадает на среду или пятницу, в таком случае оно переносится, как в этом году, на сутки назад — на 26 ноября.

    Интересно, что два древних литургических памятника — отрывок Готского месяцеслова IV — V веков и Типикон императора Константина VII Багрянородного, написанный в X веке, относят день памяти апостола Филиппа на 28 ноября (15 по старому стилю). По всей видимости, в то же время, когда пост стал сорокадневным, дата воспоминания об апостоле была «сдвинута» на день для того, чтобы предварять собой Рождественский пост, а не накладываться на него. Все-таки странно начинать пост с праздника.

    Справедливости ради отметим, что святой Филипп — не единственный апостол, чей день памяти приходится на Рождественский пост. 29 ноября Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея, а 13 декабря, почти ровно посредине поста – апостола Андрея Первозванного.

 В ожидании Спасителя

   Непременно надо вспомнить, что именно Рождественским постом 4 декабря празднуется один из великих двунадесятых праздников Православной Церкви — Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

 Неслучайно дата, связанная с прекрасным преданием о Деве Марии, ее введении первосвященником в Святая Святых иерусалимского храма, и проведенных при храме детстве и ранней юности, попала именно на дни, предваряющие Рождество. Когда же еще вспоминать о земной истории Матери Спасителя? Можно сказать, что вся Ее жизнь до самого дня Рождества была непрерывным Рождественским постом, приготовлением к величайшему событию истории.

   На Введение впервые поется радостная песнь, которая будет звучать до Рождества и возвещать о скором рождении в мир Спасителя:

« Христос рождается, славите!

Христос в небе, срящите (встречайте — церковнослав.)!

Христос на земле, возноситеся!

Пойте Господеви, вся земля,

И веселием воспойте, людие,

Яко прославися».

     Пост буквально «усыпан» днями памяти ветхозаветных пророков. Здесь и Даниил, первым открывший, что Сын Человеческий придет в мир, и «малые» пророки — Авдий, Наум, Аввакум, Софония. Это безупречно с точки зрения символики и церковной истории: ведь именно писания пророков предваряли воплощение Бога Слова, и весь Ветхий завет усеян предсказаниями о том, что Он станет плотью и будет обитать с нами. Недаром Сам Господь призывает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин., 5:39).

      Иными словами, Рождественский пост весь словно соткан из дней памяти тех, кто готовил народ Израиля к явлению Мессии-Спасителя. И нам он дается как «краткий курс» подготовки к Рождеству: надлежит вспомнить, что писали по этому поводу ветхозаветные пророки, вспомнить, как жила Матерь Божия.

 Суть поста

    Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен (еды), душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаешься неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будешь от Бога, как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядушим».

    Рождественский пост предваряется днем заговенья — 27 ноября (в этом году — 26 ноября). Заговенье — подготовка к говенью. Говение (церковнославянское слово) — духовная подготовка к чему-либо. Говеют перед Причастием, берут на себя подвиг говения всей семьей, чтобы вымолить у Бога заступничество за ребенка, если он болеет. Говеют, когда отправляются в какое — то важное путешествие. Говение входит в пост, но, прежде всего, говение — это усиленная молитва и дела милосердия, милостыня, смирение и примирение с ближними.

   Заговенье — это богослужение и праздничный стол накануне поста. Православные празднуют начало поста, а когда пост проходит, его окончание тоже сопровождается праздником — разговеньем. Следует отдавать себе отчет, что пост — это не диета, и пост не надо рассматривать с медицинской точки зрения, что это полезно для здоровья. Если человек болен, то пост во многих случаях противопоказан.

   Для того чтобы лучше понять, что такое пост, можно разделить его на две части:духовный пост и телесный.

   В первую очередь необходимо полностью осознать нравственное значение поста: усмирение плоти для духовного очищения. Ведь посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие — куда больший грех, нежели несоблюдение поста. Под духовным постом, прежде всего, следует понимать внутреннюю работу над собой. Воздержание от осуждения, пустословия, сквернословия, раздоров. Не курить, не употреблять спиртных напитков, отказаться от посещения увеселительных мероприятий, просмотра развлекательных передач. Истинный пост связан с чистотой души, мыслей и поступков. И потому время поста мы посвящаем духовной работе над собой: быть терпимым к близким, простить старые обиды, доброжелательно относиться к окружающим, стараясь замечать в них прежде всего положительные черты, — вот основные нравственные ориентиры. В дни поста нужно чаще исповедоваться и причащаться, настраиваясь на соответствующий лад молитвой, чтением духовной литературы, укрепляясь добрыми делами.

  В отношении поста телесного Церковь предписывает соблюдать воздержание и умеренность даже в постных кушаньях. Откажись на время от гастрономических изысков (пусть даже диетических). В то же время пост материальный не сводится только к ограничению в пище, во всем необходимо знать меру. Главное — это простота: и не только в еде, но и в отношении к окружающим. Воздерживаясь от пищи, мы не должны проникаться сознанием собственного превосходства, ведь каждый делает это для себя. Немаловажно и то, в каком состоянии мы готовим и принимаем пищу, с молитвой или перед телевизором. Необходимо избегать любых негативных эмоций: если ты раздражен, сердит или расстроен, блюдо не пойдет на пользу. Таким образом, постные по своей природе вещи могут быть не постными по своей сути. Пост — это как птица с двумя крыльями: убрать одно и она уже не полетит, так и поста не бывает без молитвы. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

   Что касается правил питания в пост, что есть и когда, то тут необходимо помнить, что постовой устав писался в древности в монастырях, где был свой строгий уклад жизни. Для большинства людей Церковь благословляет в Рождественский пост есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы, а болящим, путешествующим, военнослужащим, учащимся, детям, беременным и кормящим мамам возможны различные послабления.

Некоторые прихожане считают, что во время поста нельзя крестить детей. Это не так.Таинство Крещения совершается во все дни, независимо от постов и праздников. Единственное Таинство Православной Церкви, которое не совершается во дни поста, это Таинство Брака.

   Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь. Даже если наши подарки будут совсем скромными, Господь примет их, и велика будет радость о каждом дарителе на Небесах!

 Рождественский пост и Новогодние праздники

   На Рождественский пост выпадают не только церковные, но и светские праздники. И в первую очередь это, конечно же, главный «камень преткновения» — Новый год. Как назло, празднуется он за неделю до Рождества — в то время, когда православным христианам следует держать пост особенно строго.

   Но что же делать православному, если хочется и пост держать — и с ближними, за накрытый новогодний стол зовущими, не рассориться? Мнения, конечно, на этот счет есть разные — от самых радикальных, до самых «толерантных», поэтому лучше всего посоветоваться со своим духовником, как провести Новый год.

  Впрочем, возможно, что главное искушение праздничного новогоднего стола — не зазывно выглядящее мясо, не аппетитная курочка и не сыры-колбаски, а собственное настроение и отношение к невоцерковленным ближним, которые едят всякую вкуснятину без малейших угрызений совести.

  Наверное, нет ничего хуже «правильно постящегося» христианина, который сидит за новогодним столом с видом великого святого и в душе (а то и вслух) осуждает веселящихся. Мяса не поел, зато осуждением нагрешил «от души». Много ли пользы в таком посте? Недаром же старцы говорят, когда их настойчиво спрашивают о «диете» поста: «Вы хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

  Вспомним пример святителя Спиридона Тримифунтского, чья память приходится на 25 декабря, т.е. на время Рождественского поста. Он сам постился строго, но, когда к нему пришли усталые странники, без колебаний поставил перед ними запасенное свиное мясо, и сам ел вместе с ними, чтобы не смущать их. В Церкви есть такое определение: «царский путь», ровное поступательное движение вперед без уклонения направо или налево. Применительно к посту этот царский путь состоит в строгости к себе и милости к ближнему, установленном при обсуждении с духовником подвиге в меру, без надрыва и экзальтации, но и без неоправданного послабления.

   Главный смысл поста — совсем не довести себя до голодного истощения. Это даже Церковью осуждается, а если, не дай Бог, кто насмерть себя во время поста уморит — так и вовсе считается за самоубийство. Суть в том, чтобы дисциплинировать организм, взять себя в руки, от обычного расслабленного, потакающего себе состояния перейти в иной, духовный режим.

Здесь мера у каждого своя и «внимать» следует исключительно себе, не следя за своим ближним.

  Но это вовсе не значит, что можно совершенно расслабиться и во всем себе попустительствовать, держа лишь «духовный пост». Каждый сам определяет для себя, можно или нет уступать просьбам пойти за праздничный стол и разделить праздничную трапезу. Главное — чтобы от отказа никому не было больно и обидно. Можешь держать пост, не осуждая и не превозносясь, умеешь тактично отказать тем, кто зовет тебя оскоромиться — делай так. Не можешь — тогда лучше сотворить «меньшее зло», чем большее.

  В конце концов, не все бегуны, бегущие марафон, получают медали, а только самые стойкие. Но до финиша доходят все-таки все, и то, что ты не первый и не лучший — вовсе не повод сходить с дистанции.

   Но на что точно следует положить для себя строгий запрет — так это на излишнее бездумное веселье, на неумеренные возлияния и, конечно же, на всякие языческие игрища вроде встречи «года Крысы», «Дракона», «Змеи» или еще какой восточной живности. А то в праздничной суматохе того и гляди, ненароком отречешься от христианства ради всеобщего веселья. Для души это будет травма куда серьезнее, нежели небольшое отступление от поста.

   Ну, а чтобы надежно воздержаться от искушений (по крайней мере, в саму новогоднюю ночь) — можно провести праздничные часы в храме.  Промыслительно, что 1 января Церковь отмечает память святителя Вонифатия Милостивого, которому в православной традиции молятся об исцелении от недуга пьянства. Ежегодно в самых разных приходах (а в этом году такая служба состоится и в Покровском храме) служится ночная «новогодняя» Литургия, начинающаяся как раз в полночь. Там-то уж точно не предложат ничего скоромного, да и что может быть лучше, чем начать год общецерковной молитвой и причаститься.

 Но до новогодней ночи еще далеко, а пока что мы только вступаем на дорогу Рождественского поста. И впереди, как теплые огоньки в зимнем окне, нам светят праздники: Введение во храм Богородицы, день апостола Андрея Первозванного, день святителя Николая — «Никола Зимний» (19 декабря), как любовно звали его на Руси и святителя Спиридона…

  Пусть они помогут не сбиться с пути, а если кто и оступится — снова выбраться на прямую дорогу, ведущую к светлому празднику Христова Рождества.