Рождественский пост для детей.

Рождественский пост для детей.

Как ребенку соблюдать пост? Как объяснить ребенку смысл поста? Что делать, если в школе подают скоромную пищу? 

 f_8  Детский пост не может быть самим по себе, он всегда происходит в контексте поста родителей, как и вся жизнь ребенка всегда сопряжена с жизнью родителей. И все воспитание ребенка как христианина связано с тем, как сами родители живут во Христе. Пост – это элемент общей жизни семьи во Христе. Если семья постится не формально, а всерьез, то в ней будут традиционные внешние ограничения. Но при этом для каждого человека в семье пост остается его личным подвигом, потому что даже члены одной семьи не могут поститься одинаково. Муж постится в условиях его собственной жизни, в зависимости от его профессии. Жена постится так, как она может поститься из-за количества детей в семье и состояния своего здоровья

    Детей в пост надо вводить очень осторожно: он не дол­жен вызывать у них протеста или уныния. Самое важное, что­бы к посту было сознательное, волевое отношение.

   По мнению митрополита Антония Сурожского, пост длядетей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное значение. Важнее начинать пост не с изменения гастрономической карты ребенка, а с какого-то нравственного подвига. Надо ему предложить ограни­чить себя в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал по силам, сколь­ко может, пусть даже эпизодически (и не надо стоять над его душой с розгами), но в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или иные отрицательные наклонности, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того, как ребенок может это сделать.

     Другими словами, должны быть просто отдельные элементы поста.
Ребенка всегда надо хорошо кормить, можно постной пищей, но разнообразной. Поэтому присутствие в детском рационе молочных продуктов и иногда, когда ребенок ослабевает, заболевает, мясных бульонов, мяса, вполне возможно.

   Самое страшное, если пост будет воспринят как формальность или наказание, когда детей просто морят голодом, заставляют вычитывать долгие непонятные молитвы, пичкают длинными богослужениями, когда им все не в радость, – это может только очень сильно навредить.

  Беда в том, что в силу известных обстоятельств большинство родителей в детстве никогда не постились, а стали поститься год или два назад и тут же пытаются наверстать упущенное на своих детях. Вот тогда полный крах! Если не постился сам в детстве, не знаешь, как это происходит, не переживал это сам, спроси у умных, опытных людей, тех, которые уже своих детей вырастили, как быть? Притом, что дети все разные. Необходимо смотреть на устроение своего ребенка, может ли он жить с такими-то ограничениями или для него это непосильная ноша?

    Часто родители задаются вопросом: что делать, если в школе подают скоромную пищу?

    Если ребенок учится в обычной школе, и родители говорят, чтобы он постился и не ел того, что дают в школьной столовой, это неправильно и даже вредно.

    Во-первых, ребенок становится в неравные условия с другими детьми, во-вторых, он целый день будет голодный. Пусть он съест эту котлету, в которой – и это не секрет — больше постного, чем в приготовленной дома мамой с любовью постной пище!

    Мое мнение такое: если дети ходят в обычную школу, то они должны есть то, что им дают. И пусть ничего об этом не думают, а дома пусть постятся.

    Есть незыблемое правило христианской семьи: наступает пост, и это время семейно обозначается. Всем должно быть понятно, что что-то поменялось в жизни семьи на этот период, жизнь стала немножечко другой, тональность поменялась. Так же, как чувствуется это в храме. Вроде бы совершается то же самое Всенощное бдение, та же самая Литургия, но приглушенный свет, изменение тональности песнопений, иной строй Богослужения – все эти непременные элементы поста обязательно настраивают душу человека на особенный лад.

   Эти же элементы как-то должны обозначить и пост внутри семьи, приучать детей к пониманию, что сейчас другое время жизни. И если в семье на пост выключается телевизор, компьютером пользуются только по необходимости, то это должно быть каким-то образом обусловлено и понятно для всех.

   Конечно, хорошо, когда вся семья отказывается от чего-то. Но здесь надо понять, что, если семья отказывается от телевизора или компьютера, которые привычны для детей в обычной жизни, то это пространство должно быть чем-то заполнено. А если просто запретить и лишить, не давая ребенку взамен ничего, то это будет неким обманом или наказанием. В таком случае пост будет восприниматься детьми как тяжелое невыносимое время жизни, когда тебя лишили каких-то приятных вещей, но не дали ничего взамен. Ведь обычно дети приходят из школы, родителей еще нет, чаще всего они включают телевизор, или видео, или компьютер и таким образом проводят свое время. И вдруг их лишили привычного досуга. Появившееся «свободное» время родителям  необходимо заполнить, чтобы оно было для детей нескучным, наполненным, важным и приносило свои плоды.

    С детьми в период поста надо чем-то заниматься: либо читать вместе с ними книги, либо подбирать полезные фильмы, которые были бы и элементом какого-то развлечения, потому что дети не могут не развлекаться, но и чтобы все это давало какую-то пищу для ума и для сердца. Этот момент родители обязаны продумать.

   А как же быть с новогодними праздниками? У школьников каникулы, масса развлечений, которые потом с особой теплотой вспоминаются в течение всего года. Конечно, новогодние елки для маленьких детей, если содержание спектакля не противоречит православному мировоззрению, ДО Нового Года (потом пост устрожается), наверное, можно допустить, однако это не должно превращаться в путешествие с елки на елку… Естественно, это касается и взрослых членов семьи. Новогодние шоу и прочие явления массовой культуры в пост не должны отвлекать человека от молитвенного делания. А как альтернатива школьным и детсадовским утренникам – Рождественские елки в храмах.

    Очень важно, чтобы ребенок с детства полюбил атмосферу поста в храме, почувствовал ее небесность, прозрачность, особенную благодать. Тогда для ребенка с каждым годом все больше и больше будет открываться радость  праздника.

    И если пост будет прожит таким образом, то радость, которая откроется ребенку на Рождество или на Пасху, отразится в его душе глубоким душевным следом, и знание Рождества Христова или Его Воскресения станет его личным опытом веры в детстве. У ребенка очень мало личного опыта веры, потому что он, в основном, копирует своих родителей, а здесь пост может стать личным опытом его общения со Христом. А если такой опыт в жизни человека когда-нибудь бывает, он не забывается никогда. И даже если потом в жизни ребенка будут какие-то сложности, подростковый негативизм, уход в какой-то момент из Церкви, эта память о Боге обязательно как-то проявится, потому что, как говорит Авва Дорофей, «семена добродетели неистребимы». Это как раз то самое семя добродетели, которое можем внести в жизнь человека пост.