Говорят, чтодуховник всегда прав,и сомневаться в егоправоте — грех. |
На самом деле
О духовниках, которые считали себя всегда правыми и требовали безусловного послушания от своих духовных чад, еще полтора столетия назад писал святитель Игнатий Брянчанинов: «…душепагубное актерство — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, неимея и хдуховных дарований,да ведают, что самое их намерение и понятия их о великом иноческом делании —послушании — суть ложные, чтосамый их образ мыслей суть самообольщение и бесовская прелесть».
Для нашего времени, при отсутствии или оскудении опытных подвижников, приемлемо жительство по совету, которое, по слову святителя Игнатия Брянчанинова«…основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, присовете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии».
При таком жительстве «…скромное отношение советника к наставляемому —совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен».
Одна из важнейших черт опытного духовника — очень большая осторожность и бережность. Если этой осторожности не хватает, то последствия могут быть очень тяжелыми. Тяжелыми они могут быть и в обратном случае. Если человек не исполняет советы духовника, то духовник не несет никакой ответственности за пасомого перед Богом и не может отвечать за возможные тяжелые последствия для его жизни. Более того, духовник вправе, а иногда даже обязан, отказать пасомому в духовном окормлении, если тот не исполняет его советов. В отношениях «духовник — духовное чадо» ответственность обоюдная.