ИКОНЫ или идолы

ИОНЫ ИЛИ ИДОЛЫ?

    Нередко православных обвиняют в том, что покло­нение иконам и святым продолжает языческие тра­диции почитания всевозможных идолов и кумиров. Отвечая на это, Церковь напоминает, что отношение к иконам и святым кардинально отличается от отно­шения язычников к их божествам. Но в чем это от­личие состоит?

 M    Обычно для ответа используют короткую притчу. Некий человек, отправляясь в командировку, взял ссобой фотографию своей любимой жены: каждый ве­чер он целовал фотографию, постоянно носил ее с собой. Можно ли обвинить его в том, что он изменил своей жене и предал ее любовь? Ведь его действия были лишь выражением чувств к своей единственной возлюбленной. Совсем другое дело, когда человек забывает о супруге, игнорирует ее, не интересуется ее жизнью, а продолжает любоваться только ее фото­графией, воспринимая снимок как нечто отдельное от снятой на ней женщины. Любой согласиться, что такое отношение напоминает безумие…

    В молитве перед иконой, православные обраща­ются к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. И точно также православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Господу, а, молясь Богородице или святым угодникам, мы лишь просим об их совместной с нами молитве, опять же обращенной к Богу. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести.

     В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, свя­тых и молиться перед этими образами, выливался тог да в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Однако не стоит обвинять лишь одних гонителей: беда в том, что иконоборчество было вызвано в том числе и не должным, языческим отношением к иконам со сторо­ны многих верующих. Лишь церковный собор 843 год окончательно разрешил этот спор. В честь окончания иконоборческого периода по предложению византий­ской царицы Феодоры было установлено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Ныне этот праздник именутся «Тор­жество Православия», в знак победы истинно право­славного отношения к иконописным образам.