СЕМЬ ФАКТОВ О МОНАШЕСТВЕ
Преподобный Сергий Радонежский считается одним из основателей русского монашества, сыгравшего важнейшую роль в духовной жизни нашей страны. Однако для многих из нас все, что происходит за стенами монастырей, является большой загадкой, и о монахах мы знаем достаточно мало.
В этом тексте мы попытались собрать несколько фактов, которые помогут это исправить.
1. Священники – не всегда монахи.
Вопреки распространенному стереотипу, далеко не все священники — монахи. Большинство из тех, кто служит на обычных приходах, монашеских обетов не принимали, не проходили постриг и не меняли имени. Их фамилии не обязательно писать в скобочках.
Но самое главное — эти священники (представители белого духовенства) живут такой же жизнью, как и миряне. Они женятся, имеют детей, могут приобретать для себя и своей семьи вещи. Монахи, как правило, не имеют даже прав на то, чем пользуются в повседневной жизни: их одежда, келья и орудия труда принадлежат монастырю.
2. Не каждый монах – священник.
Так же, как далеко не все священники — монахи, среди монахов отнюдь не все имеют право священнодействовать. Принимая постриг, монах возлагает на себя монашеские обеты и даже меняет имя. Считается, что такой человек умер для мира, и началась его новая жизнь.
Однако для того чтобы получить право на совершение богослужений, монах должен быть рукоположен в священный сан. Этой чести удостаиваются отнюдь не все. Более того, многие монахи к этому и не стремятся! В монастыре они избирают другие послушания, а на службе присутствуют так же, как рядовые миряне.
3. Монах может дважды поменять имя.
Уже будучи монахом, человек может подняться еще на одну ступень в своем аскетическом подвиге. Для этого необходимо принять великую схиму — особо суровые обеты. Человек, принявший ее, называется схимонахом или схимником, он опять получает новое имя, а также носит особое монашеское облачение.
Правда, на такое отваживаются немногие, — ведь это особый подвиг, который под силу лишь избранным.
4. Не все монахи – затворники.
Все монахи принимают обеты целомудрия, нестяжания и послушания своим духовным руководителям. Однако порядок жизни в разных монастырях различен, что и породило поговорку о хождении в чужой монастырь со своим уставом. Выбирая обитель, будущий монах выбирает и степень аскетичности своей будущей жизни. Некоторые исполняют послушания в миру, занимаются, к примеру, проповедью или социальной работой. Другие напротив не выходят из-за стен обители и даже принимают обет молчания. В некоторых монастырях запрещено находится людям противоположного пола (за исключением экстраординарных событий вроде войны или стихийного бедствия). Ворота других обителей открыты для всех желающих, а монахи в них всегда готовы пообщаться с мирянами.
Это позволяет будущему монаху выбрать монастырь и порядок жизни, наиболее отвечающий его чаяниям и духовным силам.
5. Монахи не всегда живут в монастырях.
Бывает, что монах в принципе не живет в монастыре, а служит в обычном «мирском» храме, несет какое-то послушание не связанное с монастырской жизнью. В качестве исключения, монашеский постриг могут совершить даже над человеком, занятым мирской профессией. Особенно много подобных тайных монахов было в годы гонений на Церковь.
6. Монах не должен быть всегда серьезным.
Серьезное лицо, скорбный вид и высокопарные слова — такими зачастую рисуют монахов в литературе. Если же монах шутник и весельчак — то, значит, он нарушитель традиций обители. Однако это не так. В большинстве монастырей нет запрета на смех, от насельников не требуют ходить с постоянно серьезным лицом и выражаться на каком-то особенном высокопарном языке.
7. Все епископы – монахи.
Сегодня в Православии действует правило, согласно которому на высшую ступень священства может подняться лишь человек, принявший монашество. Только монах может быть архиереем, то есть епископом, архиепископом, митрополитом или Патриархом.