Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народных традициях.
К празднику Покрова Пресвятой Богородицы русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». В народе говорили: «На Покрова до обеда осень, а после обеда зима». Скот уже не выгоняли на пастбища. В поле снимали последний сноп овса и отдавали его животным, после чего вся живность переводилась на зимний корм.
Самое время праздника Покрова в сельскохозяйственном быту представляло особенные удобства для празднования свадеб: только что завершилась уборочная страда, закончились сроки договоров, наймов и сделок и поэтому, слегка занимаясь теперь своим хозяйством и живя в достатке, можно спокойно думать о свадьбах.
Начинались с Покрова свадебные недели.
Первые снега покрывали все окружающее и этим самым невольно наводили на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой. «Покров — праздничек, покрой землю снежком, меня, молоду, — платком», — молились в этот день девушки. Речь здесь идет о фате, неотъемлемой свадебной принадлежности, которая символически объединяет молодых в новую семью. Известно, что в былое время на Руси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою. Сходство свадебного покрывала с покровом или омофором Пресвятой Богородицы, которым Она предстательствовала и молилась за людей, отчасти дает понять, почему Пресвятой Богородице было усвоено покровительство над браком. Наводит на такую мысль и евангельское чтение при венчании, где Матерь Божия просит Сына Своего сделать чудо, наполнив иссякшие на браке запасы вина.
На Покров все девицы «на выданье» считали непременным долгом побывать в церкви, поставить свечи перед иконою праздника, испросить милости и заступления Матери Божией. После службы молодежь предавалась безудержному веселью, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».
С Покрова мужики-хозяева, озабоченные наступлением холодов и приближением зимы, начинали конопатить избы: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром». А их жены и дочери проводили время в «засидках»: беседах-посиделках за рукодельем. Старшие, как правило, пряли (не случайно Покров считался днем русских прях), девушки-невесты старались изготовить праздничный холст и искусно расшить его узорами, тем самым демонстрируя всем, что они готовы стать женами-хозяйками. Еще называли эти посиделки капустниками, поскольку обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. А в самый день праздника — первый праздник холода — хозяйки пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало: «Батюшка-Покров, натопи мою хату без дров».