История храма в честь Преображения Господня

История храма в честь Преображения Господня

  На улице Урицкого (бывшей Смоленской) у входа в городской парк, недалеко от Троицкого и Покровского храмов, сохраняются внушительные развалины еще одного кирпичного храма, называемого горожанами  «костелом». Это и есть последнее здание Преображенского храма.

 История храма в честь Преображения Господня начинается со Спасо-Преображенсекого девичьего монастыря, существовавшего в Трубчевске еще до Смутного времени. О его служителях мы узнаем из отписки Трубчевского воеводы Савелова царю Алексею Михайловичу от 26 февраля 1669 года. Воевода доносил, что в Спасо-Преображенском девичьем монастыре, до разорения его в 1611 году Жолкевским, был поп Димитрий, в монашестве нареченный Дионисием. После него был зять его Петр Оборник, а когда город поступил во владение Речи Посполитой, был польский поп Андрей Румовский, который при сдаче города Москве в 1645 году, бежал в Польшу. Монастырь этот изначально располагался в Жучиной слободе, на том месте, где позднее была построена Георгиевская церковь.

    В том же 1645 году «из неизвестных мест» пришла игуменья Марфа с сыном Иваном. Осведомившись, что здесь некогда существовал девичий монастырь, она вознамерилась восстановить его и, при содействии игумена Спасо-Чолнского монастыря Ионы, а также состоятельных благотворителей Андрея Исакова и Ивана Буикина, приступила к делу. Своего сына Ивана игуменья Марфа отправила в Москву, где он был рукоположен в монастырского священника.

   Игуменья Марфа решила перенести монастырь из Жучиной слободы ближе к центру города, где имелось незавершенное здание деревянного костела. Благодаря ее усилиям костел был реконструирован в православный храм, достроен и освящен в честь Преображения Господня. К 1649 году при нем уже было пострижено 34 монахини.

   Это была самая великолепная церковь в городе: сделана она была на образец каменной, верх ее стоял на 12-ти «бочках», на которых утверждалось пять глав, обитых железом. Вся церковь была покрыта тесом; алтарная часть с шатровой крышей базировалась на четырех столбах. Внутреннее украшение церкви, по меркам того времени, было на редкость богатым и разнообразным, многие иконы были с золочеными венцами и в киотах.

   Из переписки Москвы с трубчевскими воеводами становится ясно, что игуменья Марфа построила свой монастырь без царского разрешения  и благословительной патриаршей грамоты, а единственно с дозволения чолнского игумена Ионы, в духовном ведении которого находился Трубчевский уезд, однако это не помешало дальнейшему существованию и процветанию ее монастыря. Когда в 1649 году между Марфой и Ионой возникли разногласия, и Иона попытался отстранить Марфу от управления возрожденной обителью, Марфа сумела добиться того, что сам царь Алексей Михайлович, через воеводу Нащокина, повелел игумену Ионе, чтобы он «самовольства не чинил».

   Уже с позволения царя и по благословению патриарха сын той же игуменьи Марфы священник Иоанн построил в монастыре вторую «брусяную» церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (более поздних упоминаний об этом храме не сохранилось). Утварь этой церкви также отличалась богатством, так как устраивалась на вклад царя Алексея Михайловича, при пожертвованиях стольника и воеводы Никифора Никитича Нащокина и «гостя» Исакова, из коих первый пожертвовал дорогую бархатную ризу, а второй – 6 колоколов; кроме того, Исаков за свой счет построил в монастыре две кельи. Священник Иоанн обнес монастырь деревянной оградой со Святыми воротами и снабдил монастырскую церковь богатой библиотекой, что также было редкостью по тем временам: в 1668 году в ней насчитывалось 42 книги.

    В 1659 году, когда в Трубчевске, по приговору военного совета, капитаном фон Арнером  устроены были крепости, из которых одна окружала городок, где теперь собор, а другая, окружая посад, начиналась от вала и кончалась на Шимовой горе – Преображенский девичий монастырь оказался вне крепости. В результате, в 1662 году он был разорен поляками и крымскими татарами, однако вскоре возобновился.

  В 1675 году тем же священником Иоанном в Трубчевске был основан другой монастырь – Ильинский. Вероятно, часть насельниц Преображенской обители перешла в новоустроенный монастырь, а Преображенская церковь начала действовать как приходская. С 1675 года она была обложена десятинной данью (в том числе с приходских дворов) наравне с другими городскими храмами; при этом «Преображенский поп Иван» назван «старостой поповским».

  7 января 1690 года священник Иван Иванов был переведен в Москву на должность ключаря при Архангельском соборе; в том же году Трубчевский Спасо-Преображенский монастырь был закрыт, а его монахини переведены в Ильинскую обитель. Таким образом, бывшая монастырская Преображенская церковь окончательно стала рядовым городским храмом.

   Вскоре после этого Преображенский храм сгорел и в 1693 году был выстроен заново. Мы предполагаем, что уже тогда он был выстроен в камне, хотя документов того времени не сохранилось, а позднейшие документы дают противоречивую информацию. Однако дата 1693 вполне подтверждается не только несколькими авторитетными источниками, но и архитектурой настоящей части храма, близкой к московскому барокко XVII века. И все без исключения исследователи сходятся во мнении, что именно Преображенская церковь стала первым каменным храмом в Трубчевске.

k_2   В 1760 году при церкви была сооружена трехъярусная колокольня в стиле барокко, а в первой половине XIX века – новая трапезная в стиле позднего классицизма и алтарная апсида. В таком виде Преображенский храм и запечатлен на чертеже, хранящемся в Российском государственном историческом архиве. Купол храма был покрыт жестью.

   В том же 1760 году в храме появился придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1896 году трапезная часть храма была симметрично расширена, и здесь был устроен еще один придел – во имя святых Космы и Дамиана. Трапезная часть отапливалась двумя печами. Иконостасы в приделах были изготовлены на средства потомственного почетного гражданина Г. С. Курындина. Главный же иконостас храма был старинным, трехъярусным, возвышаясь до самого свода. На колокольне висело 6 колоколов.

   С 1880 по 1897 гг. Преображенский храм был приписан к Троицкому собору. По состоянию на начало XX века прихожан числилось около 1500 человек. В состав прихода входили и жители пригородной деревни Передний Городец (с 1964 г. в составе деревни Городцы). Храму с древних времен принадлежало несколько водяных мельниц, расположенных близ села Усох.

   В 1930 году храм был закрыт «по постановлению верующих, по несостоятельности уплаты налоговых сборов»; в последующем использовался под радиоузел и склад. До 1970-х гг. в церковном здании находился пункт обмена газовых баллонов. В конце 1980-х гг. существовал проект размещения в нем, после планировавшейся реставрации, художественного музея.

1   На сегодня состояние памятника культуры, одного из старейших в городе и области, остается неудовлетворительным. Купол основного объема и верхние ярусы колокольни утрачены. Ремонт не проводился более полувека, фасады разрушаются под действием погоды, кровля отсутствует, на перекрытиях прорастают молодые деревья. К бывшему храму вплотную прилегают частные домовладения, жители которых используют помещение храма как подсобное в своем хозяйстве.

  Храм устроен на бутовом фундаменте, был оштукатурен изнутри иснаружи. В пространственной композиции здания доминирует основной кубический объем с полукруглой пониженной апсидой. ЕгSovremennyy-vid-hrama-kopiyaо частично сохранившийся фасадный декор следует традициям русской архитектуры середины XVII века.

  Типично барочный характер имеют два сохранившихся нижних четверика колокольни с короткими парными трехчетвертными колоннами по краям. Низкий и широкий корпус трапезной получил внешнюю отделку в стиле провинциального классицизма – с рустовкой стен, закруглением углов, нарядными наличниками в виде полуколонных маленьких портиков.

2     Основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, а трапезная – тремя Коробовыми сводами, опирающимися на два ряда столбов. Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты поздних настенных росписей в основном помещении.

Вязьмитин О. Р., Шатохин А. В.

Храмы Трубчевского уезда.

Брянск: Группа компаний «Десяточка»

(издательство «Белобережье»), 2013.

* * *

   24 декабря 2014 года настоятелем Преображенской церкви был назначен иеромонах Марк (Яковин) — настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Силами Покровского прихода при поддержке жителей города и района начались восстановительные работы.

3 За короткий срок было получено разрешение Департамента культурыБрянской области на проведение Otrestavrirovannaya-altarnaya-chast-hramaпротивоаварийных и реставрационных
работ в Преображенском храме.

   В настоящее время укрепляются и консервируются аварийные участки сводов и стен,  отреставрирован центральный алтарь.

  В престольный праздник Преображения Господня по окончании Божественной Литургии из Покровского храма состоялся Крестный ход к Преображенскому храму, в котором было совершено молебное пение с акафистом и освящением воды, яблок и прочих начатков овощей.

 

 

* * *

Храм ждет своих благотворителей и благоукрасителей.

Реквизиты для перечисления денежных средств:

 

Местная религиозная организация православный Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Трубчевска Брянской области

 

Трубчевское ОСБ № 5571

ИНН: 3252501515

КПП: 325201001

Р/счет: 40703810208150000246

Отделение № 8605 Сбербанка России г. Брянск

К/сч: 30101810400000000601

БИК 041501601

Назначение платежа: на восстановление Преображенского храма.